Человек испытывает такую же потребность в сне, как в
пище, питье, дыхании. Если здорового человека лишить сна, он все равно
будет засыпать на короткое время, пока сон окончательно его не одолеет.
Тем не менее, в отличие от потребности в пище и питье, потребность в сне
носит своеобразный характер. В самом деле, если потребность человека в
дыхании легко объяснить необходимостью поддержания определенного
количества кислорода в крови, то когда речь идет о потребности в сне,
дать однозначное объяснение этому явлению не совсем просто.
Вечером после рабочего дня мы чувствуем себя усталыми и разбитыми, а
утром, после хорошего сна, мы свежи и энергичны. Сам собой напрашивается
вывод о том, что сон играет восстановительную роль в организме.
Несмотря на значительное сокращение сна во время контрольных физических
упражнений на тренировочном велосипеде, ни физиологические реакции
испытуемых, ни их спортивные результаты не изменяются, так как в данном
случае восстановление сил организма происходит благодаря приему пищи и
просто отдыху. Сон также необходим для роста детей. В начале ночи, в
период медленного сна, в организме ребенка вырабатываются гормоны роста,
обеспечивающие ему дальнейшее физическое развитие. Известно немало
случаев задержки роста у детей из-за плохих условий сна: различные шумы,
отсутствие отдельной комнаты, присутствие в одном помещении со спящим
ребенком взрослых, у которых совершенно другой ритм жизни. Перемещение
ребенка в более спокойную среду (госпитализация, каникулы) позволяет ему
быстро вырасти сразу на несколько сантиметров. Это происходит благодаря
функционированию желез, вырабатывающих гормоны роста, что возможно
только при стабилизации медленного глубокого сна. В таком случае
возникает вопрос: <Для чего же нужен этот гормон роста взрослым людям,
ведь они уже не растут?>. Оказывается, во время сна, который является
своего рода средством омоложения организма, этот гормон роста
препятствует старению тканей.
Как влияет сон на восстановление нервных клеток? Если человеку не давать
спать в течение трех суток, в его поведении наблюдаются
раздражительность, скрытая дезориентация во времени, галлюцинации,
заикание, заторможенность реакции и трудности в формулировании тех или
иных мыслей. Появляются и нарушения невралгического плана: дрожь в теле,
повышенная чувствительность к прикосновению и боли, нарушение зрения.
Кроме того из-за непреодолимого желания поспать появляется постоянное
<клевание носом>. Все эти нарушения исчезают сразу же после того как
человек хорошо выспится.
Если для восстановления нервной системы необходим отдых, то лучшее
средство для восстановления нервной деятельности - это сон. При этом
важно не столько количество, сколько качество сна: именно медленный
глубокий сон обладает восстановительной силой. Если человеку сократить
привычное время сна, то он постепенно привыкает к новому режиму, но при
этом сокращается медленный легкий и парадоксальный сон, а
продолжительность медленного глубокого сна увеличивается.
Теперь поговорим о роли парадоксального сна. Ученые провели эксперимент:
добровольца будили всякий раз, когда он входил в фазу парадоксального
сна. Вопреки ожиданиям, испытуемый при этом не ощущал ничего, кроме едва
заметного психологического дискомфорта. Для животных же, лишенных на
долгое время парадоксального сна, последствия были весьма ощутимы.
Например, крыса, обученная находить пищу, проходя через лабиринт,
забывает привычные навыки поведения после лишения ее парадоксального сна
и уже не может найти место, где ей всегда клали еду.
Французский профессор Жуве выдвинул гипотезу, что парадоксальный сон
необходим для сохранения запрограммированной генетической памяти, т.е.
врожденных навыков поведения, свойственных данному виду. Например, белки
в лесу обычно зарывают орехи у подножия деревьев. Такое же поведение они
настойчиво сохраняют и в неволе. Упорное сохранение врожденного навыка
может объясняться его периодическим восстановлением именно во время
парадоксального сна.
Для перепроверки выдвинутой гипотезы можно провести простой эксперимент.
Перевяжем глаз маленькому, только что родившемуся котенку. Когда котенок
подрастет, снимем повязку. Какое-то время он еще не будет пользоваться
вторым глазом, но постепенно врожденный навык <смотреть двумя глазами>
восстанавливается. Если этот эксперимент повторить, но при этом лишить
кота парадоксального сна, перевязанный глаз ему уже никогда не
понадобится, так как врожденный навык утратится навсегда.
Считается, что парадоксальный сон проникает не только в генетическую, но
и в индивидуальную память. Примером такого явления может служить
обучение во сне. Но, к сожалению, обучение во сне - не такое простое
дело, как думают многие. Магнитофон, вещающий всю ночь на ухо ученику
урок истории, не оставит в памяти и следа, если обучающийся крепко спит.
Тем не менее сон может способствовать лучшему запоминанию. Это
происходит на двух этапах: первый называется фазой мгновенного
восприятия, второй - фазой закрепления, которая осуществляется на фоне
парадоксального сна.
Установлено, что во время подобного обучения продолжительность
парадоксального сна увеличивается пропорционально длительности активной
фазы обучения. Когда обучение прекращается, длительность парадоксального
сна восстанавливается в прежнем виде. Огромное значение приобретает
парадоксальный сон в дрессировке животных. Если животное лишить сна в
первую же ночь после приобретения им какого-то навыка, то навык этот
забывается. Приведенные примеры говорят о том, что сон, и особенно
парадоксальный, способствует запоминанию. Одна ночь хорошего, здорового
сна дает возможность легко вспомнить уроки или лекции, выученные
накануне вечером.